Что бухгалтеру нужно знать о Кодексе административного судопроизводства

Оспаривание нормативных правовых актов

Обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта (НПА) не действующим могут лица, к которым применен этот акт, а также лица — субъекты отношений, регулируемых этим актом, которые полагают, что данным актом нарушаются их права, свободы и законные интересы (ч. 1 ст. 208 КАС РФ). В зависимости от того, кто принял оспариваемый НПА, заявление (в новом кодексе оно названо административное исковое заявление) подается в тот или иной суд. Так, например, нормативные правовые акты президента РФ, правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов оспариваются в Верховном суде РФ, а НПА субъекта РФ можно обжаловать в суде общей юрисдикции соответствующего субъекта РФ. Таким образом, если организация считает, что нормативный правовой акт, например, постановление Пенсионного фонда, нарушает ее права или возлагает на нее незаконные обязанности, она может оспорить действие этого документа в ВС РФ.

Отметим, что обжаловать можно только действующий нормативный правовой акт (ст. 210КАС РФ). Иными словами, оспорить акт заранее, до вступления его в законную силу не получится. Однако в отношении лица, которое оспорило НПА, суд может использовать меру предварительной защиты в виде запрета применения этого акта (ст. 211 КАС РФ).

Комментируя вопрос обжалования нормативных правовых актов, хочется вспомнить постановление Конституционного суда РФ от 31.03.15 № 6-П. В нем отмечено, что письма ФНС России, которые содержат общеобязательное толкование норм права, можно оспорить как НПА, несмотря на то, что формально они таковыми актами не являются. Также Конституционный суд обязал законодателей предусмотреть специальную процедуру для обжалования писем ФНС России. До ее появления такие письма можно оспаривать по правилам, установленным для НПА.

Оспаривание решений госорганов

На основании части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке административного судопроизводства будут разбираться дела об оспаривании решений госорганов, действий (бездействия) их должностных лиц. Вместе с тем в части 4 статьи 1 КАС РФ сказано, что положения кодекса не применяются при рассмотрении дел, отнесенных федеральным законом к компетенции арбитражных судов, даже если эти дела возникли из публичных правоотношений.

В связи с этим напомним, что согласно законодательству РФ решения налоговых органов и внебюджетных фондов, действия (бездействия) их должностных лиц, которые затрагивают права организаций и предпринимателей, обжалуются в арбитражном суде. Это следует из положений пункта 4 статьи 138 НК РФ, статьи 197 АПК РФ и части 3 статьи 54Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ. Таким образом, дела об оспаривании решений указанных госорганов,  являются исключением, о котором сказано в части 4 статьи 1 КАС РФ. Поэтому решения налоговиков и внебюджетных фондов, принятые в отношении организаций и предпринимателей, по-прежнему нужно будет обжаловать в арбитражном суде по правилам арбитражного судопроизводства.

Не отнесенные к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании решений других госорганов подпадают под действие КАС РФ. В качестве примера такого решения можно привести предписание инспектора по труду об отмене приказа об увольнении работника. Работодатель вправе обжаловать это предписание в суде общей юрисдикции (ст. 361 ТК РФ, п. 1.1 ст. 22 ГПК РФ). С 15 сентября судьи будут рассматривать такой спор по правилам нового кодекса. Особенности разбирательства данной категории дел установлены в главе 22 КАС РФ. Отметим только, что иск подается в суд по месту нахождения госоргана, который принял обжалуемое решение, либо по месту нахождения госоргана, где работает чиновник, чьи действия или бездействие обжалуются.

Положения КАС не распространяются на дела об административных правонарушениях (ч. 5 ст. 1 КАС). Это означает, что и после 15 сентября постановления о привлечении к административной ответственности можно будет обжаловать в суде по прежним правилам (ст. 30.1 КоАП РФ). См. также «За что, при каких условиях и как могут наказать бухгалтера».

Взыскание налогов с физических лиц

Согласно КАС РФ к числу административных дел будут относиться некоторые дела, которые в настоящее время рассматриваются в порядке искового, приказного или особого производства. Один из примеров — дела о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Напомним, что сейчас для взыскания налогов и иных обязательных платежей с граждан, которые не являются предпринимателями, налоговики вправе обратиться в суд общей юрисдикции за выдачей судебного приказа (ст. 48 НК РФ, ст. 122 ГПК РФ). Такой приказ инспекция может получить в течение пяти дней с момента подачи заявления о его выдаче (ст. 126 ГПК). Если же должник не согласен с предъявленными требованиями либо судебный приказ отменен (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ), то за взысканием задолженности с физлица налоговики должны обратиться в суд уже в порядке искового производства.

С 15 сентября по делам о взыскании налогов и санкций с физических лиц инспекторы будут обязаны руководствоваться положениями КАС РФ. Чтобы получить задолженность с физлица налоговикам придется инициировать судебный процесс путем подачи административного искового заявления (ст. 286 КАС РФ). Дела о взыскании налогов с физлиц должны  рассматриваться в срок до трех месяцев (ч. 1 ст. 289 КАС РФ). Судебные приказы по таким делам больше выдаваться не будут.

Оспаривание кадастровой стоимости

Также под действие нового КАС РФ подпадают дела, связанные с оспариванием кадастровой стоимости земли или имущества. Напомним, что исходя из кадастровой стоимости земельного участка, рассчитывается размер земельного налога (п. 1 ст. 390 НК РФ). Налоговая база по налогу на имущество организаций по некоторым объектам (например, торговым и административно-деловым центрам и др.) равна их кадастровой стоимости (п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Налог на имущество физлиц в ряде субъектов РФ определяется на основании кадастровой стоимости объектов, а с 2020 года такой порядок должен быть введен во всех регионах (п. 1 ст. 402 НК РФ).

Если собственник (юрлицо или гражданин) считает, что кадастровая стоимость земельного участка или имущества определена неверно, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. С 15 сентября суды при рассмотрении данной категории дел должны применять положения КАС РФ. Отметим, что оспорить в суде результаты кадастровой оценки можно в течение пяти лет с даты внесения в госкадастр недвижимости оспариваемых сведений (ч. 3 ст. 245 КАС РФ). Иск подается в суд общей юрисдискции субъекта РФ (ч. 4 ст. 245 КАС РФ). Для организаций предусмотрено обязательное досудебное обжалование результатов кадастровой оценки в специальной комиссии (п. 6 ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»).

Напомним, что если комиссия или суд удовлетворит требование об изменении кадастровой стоимости, орган кадастрового учета будет обязан скорректировать сведения госкадастра. Изменения, внесенные в госкадастр, учитываются при расчете налога, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2,  п. 1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ).

Если дела, которые подпадают под действие КАС РФ, а в данный момент находятся в Верховном суде РФ и судах общей юрисдикции, не будут рассмотрены до 15 сентября, судьи продолжат разбирать их уже по новым процессуальным правилам (ст. 3 Федерального закона от 08.03.15 № 22-ФЗ).

Некоторые процессуальные особенности нового кодекса

Большинство процессуальных правил КАС РФ позаимствованы из Гражданского процессуального кодекса РФ. Однако можно выделить и некоторые новшества. Например, как мы уже говорили, чтобы инициировать судебное разбирательство нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ). Сейчас в процессуальном законодательстве такого документа не предусмотрено.

Представительство в суде

Еще одно новшество касается требований, которые предъявляются к представителям в суде по административным делам. Согласно статье 55 КАС РФ, такие лица должны иметь высшее юридическое образование. Отметим, что новое требование распространяется только на представителей, которые действуют на основании доверенности. То есть генеральный директор компании, не имеющий диплома юриста, по-прежнему сможет сам выступать в суде от имени своей организации.

Обратите внимание: доверенность от имени организации должна скрепляться печатью (ч. 6ст. 57 КАС РФ). На доверенности от имени предпринимателя также нужно проставить печать. Если у ИП нет печати, он должен, как «обычное» физлицо, заверить выдаваемую доверенность у нотариуса (ч. 7, 8 ст. 57 КАС РФ). В отношении большинства дел, подпадающих под действие КАС РФ, у граждан есть выбор — выступать в суде лично или доверить ведение дела представителю (ч. 1 ст. 54 КАС РФ). Исключением являются дела об оспаривании нормативных правовых актов. В таких делах заявитель, не имеющий высшего юридического образования, будет обязан нанять представителя, который соответствует требованиям статьи 55 КАС РФ, в том числе имеет указанное образование (ч. 9 ст. 208 КАС РФ).

Электронный документооборот

С 15 сентября 2016 года (то есть через год после вступления в силу основных положений КАС РФ) участвующие в деле лица будут вправе направлять в суд заявления, ходатайства, иные документы, связанные с рассмотрением административного дела, в электронном виде. Кроме того, появится возможность заполнять формы документов, размещенные на официальном сайте суда в сети интернет. Порядок направления и заполнения электронных документов должен определить Верховный суд РФ (ч. 2 ст. 45 КАС РФ).

Также с указанной даты через интернет можно будет получить из суда копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иные документы (за исключением тех, которые содержат информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен). Помимо этого, по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт, судьи смогут направлять приставам исполнительные листы в форме электронных документов, подписанных электронной подписью (ч. 4 ст. 45, ч. 4 ст. 353 КАС РФ).

Извещение участников процесса через смс-сообщения

Согласно статье 96 КАС РФ, суд сможет извещать участвующих в деле лиц с помощью смс-сообщений. Для этого суд должен получить у участника процесса расписку, в которой отмечено его согласие на данный способ оповещения и указан номер телефона. В настоящее время суды также могут извещать участников процесса с использованием смс-сообщений. Но для этого требуется фиксировать факт отправки и доставки извещения адресату (п. 36 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.06.08 № 11). В новых правилах такое условие не предусмотрено.

Процессуальные штрафы

Максимальный размер большинства штрафов, предусмотренных ГПК РФ, сегодня не превышает 1 тыс. рублей (ч. 3 ст. 57, ч. 2 ст. 140 ГПК и др.). Согласно новому КАС РФ размеры штрафов, которые суд может вынести в отношении участников судебного процесса, увеличатся. Так, штрафы  в отношении организаций составят не более 50 тыс. рублей, должностных лиц — не более 30 тыс. рублей, граждан — не более 5 тыс. рублей (ст. 122 КАС РФ). Суд может применить данные санкции, например, если сторона по делу противодействует своевременной подготовке к судебному разбирательству (ч. 5 ст. 135КАС РФ), либо в случае неявки в судебное заседание без уважительных причин лица, участие которого в заседание суд признал обязательным (ч. 3 ст. 150 КАС РФ).

Источник: БухОнлайн.руАвтор: Денис Покшан , эксперт «Бухгалтерии Онлайн»
Оформить заказ
Отправить заявку


Схема проезда