Какие меры могут свидетельствовать о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента
На практике налоговики часто отказывают в вычетах НДС и снимают расходы в случаях, если при проверке налогоплательщика обнаружат «проблемных» контрагентов. То есть таких поставщиков, которые либо являются фирмами-однодневками, либо уклоняются от уплаты налогов. При этом инспекторы ссылаются на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 о необоснованной налоговой выгоде. На основании этого постановления суды поддерживают решения инспекций о доначислениях налогов, если доказано, что налогоплательщик при выборе поставщика «действовал без должной осмотрительности». То есть мог знать, что контрагент является «фирмой-однодневкой». Из анализа арбитражной практики, которая приведена в комментируемом письме, следует, что о наличии «фирмы-однодневки» свидетельствуют следующие признаки:
- наличие «массового» учредителя (участника);
- «массового» руководителя;
- отсутствие организации по адресу регистрации;
- отсутствие персонала;
- отсутствие налоговой отчетности либо ее представление с минимальными показателями;
- в организации числится всего 1 человек;
- отсутствие собственных либо арендованных основных средств, транспортных средств.
А под проявлением должной осмотрительности понимается, что налогоплательщик использовал все установленные законодательством возможности для получения информации о контрагенте. Способы получения таких сведений разные. Помимо общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков*, есть и более простые методы проверить надежность своего потенциального партнера по бизнесу. Например, на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»). Там же перечислены наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Также Минфин напомнил о письме ФНС России от 11.02.10 № 3-7-07/84. В нем налоговики сообщили, что проверить репутацию контрагента можно при помощи сведений:
- содержащихся в учредительных документах юридического лица, и документах, подтверждающих внесение записи в госреестры;
- содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Добавим, что в другом письме (от 17.10.12 № АС-4-2/17710) ФНС дополнительно рекомендовала проверить:
- наличие документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента (его представителя), копии документа, удостоверяющего его личность;
- информацию о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
- очевидные свидетельства того, что контрагент имеет реальную возможность выполнить условия договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
О должной осмотрительности также см.:
«Выбираем надежного контрагента: советы консультантов и практиков»
«Как бухгалтеру избежать отказа в вычетах по НДС и аннулирования расходов по УСН или налогу на прибыль».
* Утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@.
Источник: https://www.buhonline.ru/pub/news/2015/1/9425